Распечатать

После смены стратегии «Энвижн Груп» – новая компания ИТ-рынка

CNews

19 июня 2017

19 июня 2017

«Энвижн Груп» уже около 2 лет работает в составе группы МТС. О том, что изменилось в деятельности компании за это время, как она видит свое место на российском ИТ-рынке в ближайшие годы в интервью CNews рассказал Сергей Кузьмин, президент «Энвижн Груп».

Как вы оцениваете результаты прошедшего 2016 года для российского рынка ИТ?

Самые пессимистичные прогнозы не оправдались, рынок показал небольшой, но все же рост некоторых сегментов. Сфера ИТ-услуг выросла в среднем на 4% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Постепенное укрепление рубля в течение года также поддержало потребность компаний направлять ресурсы на актуализацию вспомогательных процессов и ИТ, в частности. Заказчик осознал, что для выживания необходимо концентрироваться на бизнесе, реализуя проекты с доказанным экономическим эффектом, а не решать ежедневно вопрос изменения и настройки требуемых конфигураций в погоне за соответствием современному ландшафту технологий на рынке. Основным драйвером роста стал диджитал тренд, повторяющий на отечественном рынке общемировую динамику.

Каким 2016 год был для вашей компании?

Как известно, в декабре 2015 года была завершена сделка по приобретению компании «Энвижн Груп» группой МТС. На 2016 год, несмотря на стагнационные явления на рынке и макроэкономические факторы, у нас стояли весьма амбициозные задачи. Во-первых, мы должны были стать эффективным поставщиком интеграционных решений для материнской компании, во-вторых, сформировать новую ценность для корпоративных клиентов МТС, удовлетворяя все больше запросов через обеспечение доступа к расширенному ряду ИТ-решений и сервисов по принципу одного окна.

«Энвижн Груп» как один из опытных системных интеграторов обеспечивает ИТ-экспертизу и является базой для развития дифференцированных сервисов, органично дополняющих базовые услуги оператора. Если говорить глобально, получается, что дальнейшее развитие технологий предопределяет наличие ИТ-компетенций и предоставления ИТ-сервисов телеком-провайдерами.

В 2016 году мы начали активно предлагать корпоративным клиентам МТС интеграционные и ИТ-сервисы как классические, так и инновационные, отражающие основные тренды рынка. Если говорить про текущее состояние дел, то есть хорошие примеры, иллюстрирующие комплиментарность ИТ и телекома. Совместно с МТС мы запустили облачный сервис, развиваем отраслевые платформы для интернета вещей, работаем с большими данными.

Как изменилась структура, основные бизнес-процессы вашей компании после вхождения в группу МТС?

Могу с уверенностью сказать, что прошедший год стал для нас знаковым по многим направлениям. Прежде всего, мы преодолели финальную стадию реорганизации бизнеса, которая позволила нам выполнять новые стратегические задачи. Бизнес выстроен, и есть ощущение команды, появилась возможность делегировать и замыкать процессы в рамках функциональных направлений.

«Энвижн Груп» как один из опытных системных интеграторов обеспечивает ИТ-экспертизу и является базой для развития дифференцированных сервисов, органично дополняющих базовые услуги оператора

Теперь мы сосредоточились именно на повышении эффективности процессов внутри каждой функции и кросс-функционального взаимодействия. Был реализован план-максимум для того, чтобы быть эффективными на переходном этапе, когда мы меняем бизнес-модель, стратегию, структуру и формат продаж. По сути те услуги, которые предоставляет «Энвижн Груп» как интегратор, мы предлагаем теперь в одном пакете с услугами МТС для B2B клиентов. Зачастую это выражается в едином ценообразовании. И безусловно, мы исходим из того, что наши конвергентные решения позволяют одновременно оптимизировать не только инфраструктуру, но и расходы на услуги связи.

Как вы считаете, что помогло вам пережить сложности переходного периода?

Системная интеграция в отличие от телекома – бизнес, требующий эффективного проектного управления. Проектный офис – сердце живого интегратора, и в этом суть сохранения самостоятельности «Энвижн» в рамках группы МТС. В основе – проектный, а не продуктовый подход, когда каждое наше решение индивидуально и заточено под клиента, исходя из его потребностей и текущей инфраструктуры, возможностей и инноваций, которые предлагают основные поставщики технологий на рынке.

Мы фокусируемся на соблюдении сроков выполнения проектов без потери качества, а не на стремлении получить проект любой ценой. Мы улучшили показатель точности соблюдения сроков практически вдвое, достигнув планки в 97%. Итоговый показатель выполнения SLA по сервисным проектам составил 98% против плановых 95%. Мы активно развиваем систему проектного управления с точки зрения ПО и повышения квалификации нашего персонала. Залог нашего успеха – качество как фундамент на пути к модели бизнеса сервис-ориентированной ИТ-компании.

Как вы оцениваете позиции компании на рынке на сегодняшний день?

В абсолютных показателях кажется, что мы не так хороши, как три года назад. Но объективно после смены стратегии «Энвижн Груп» – новая компания ИТ-рынка. По итогам 2016 года операционная прибыль «Энвижн Груп» выросла на 42%. Выработка на сотрудника – выше среднего показателя по рынку. Мы сохранили первую позицию в ежегодном рейтинге крупнейших поставщиков ИТ для операторов связи, возглавив список из 30 компаний. В прошедшем году «Энвижн Груп» подтвердила топовые статусы ведущих мировых вендоров и расширила пул партнеров с 240 до 325 компаний.

Наши показатели позитивно влияют на динамику общей выручки группы МТС. В 2016 году системная интеграция принесла головной компании порядка 5,5 млрд рублей. Мы совместно расширяем присутствие на рынке облачных сервисов, развиваем проекты в области больших данных и интернета вещей. В целом, рост выручки год к году демонстрирует эффективность «Энвижн Груп» и успешность выбранной стратегии.

Планируется ли изменение направлений деятельности компании и, соответственно, структуры ее выручки?

Как и прежде, «Энвижн Груп» разрабатывает традиционные направления – поставку оборудования и программного обеспечения, предлагает инструменты управления бизнесом на базе решений ведущих мировых и отечественных производителей. Тщательная фильтрация экономически убыточных практик в 2016 году позволила прийти к четкому пониманию экспертиз и компетенций компании. В итоге было выделено 9 технических направлений и 34 области экспертизы. Так нам удалось сместить акценты в сторону выбора проектов, в которых мы можем реализовать, с одной стороны, весь потенциал нашего технического блока, а с другой – преимущества синергии телеком и ИТ-компетенций. Agile подход позволяет нам собирать команды, в том числе совместные с коллегами из МТС, для работы над инновационными решениями для перспективных отраслей. В фокусе внимания телемедицина, точное земледелие, умные решения для промышленного сектора, ритейла, решения на базе видео-аналитики для кредитно-финансовых организаций и др.

Какова стратегия «Энвижн Груп» в контексте развития российского рынка ИТ в перспективе 3-5 лет?

В перспективе ближайших нескольких лет основу традиционного ИТ-рынка все еще будут составлять сервисы, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков в поддержании и развитии собственной ИТ-инфраструктуры. Вместе с тем, по мере развития и проникновения защищенных технологий виртуализации клиентских ИТ-систем, драйвером роста рынка, как и во всем мире, все более значимо будет выступать предложение «ИТ как сервис», т.е. облака различных конфигураций как альтернатива дальнейших инвестиций в собственную инфраструктуру, аутсорсинг как замена собственной сервисной поддержки и т.п., предопределяя успех «Энвижн Груп» как компании, выбравшей путь трансформации в сервис-ориентированного провайдера.

Как часть группы МТС, мы, естественно, ориентируемся на стратегию головной компании и потенциал рынка. Так, при формировании стратегии развития «Энвижн Груп» на 2017-2019 годы ставка делается на развитие новых решений и услуг с учетом современных макротенденций. Полагаю, что именно они станут основой долгосрочных изменений следующих пяти-десяти лет и определят ландшафт ИТ-рынка и общества в целом.

Во-первых, популярность посреднических платформ и сервисов аренды, в основе которых заложена философия shared economy, как я уже упомянул выше, стимулирует спрос на аутсорсинг. Общество потребления трансформируется в общество разумного потребления. С точки зрения технологий, на передовой будут компании, предлагающие все виды облачных сервисов – от ПО до инфраструктуры.

Во-вторых, создание сложных систем искусственного интеллекта для упрощения процесса принятия решений в бизнесе на базе машинного обучения и обработки большого объема поступающей информации в реальном времени повышают производительность труда и качество услуг. Уже сегодня в мире набирают популярность бот-технологии для эффективной замены рутинных бэк-офисных операций и процессов. Очевидно, область их применения будет только расширяться.

В-третьих, робототехника и нейросети – это драйверы развития интернета вещей и мощный стимул для разработки нового поколения инструментов аналитики больших данных. Умные технологии выходят за пределы зданий на уровень городской инфраструктуры. Например, в рамках программы «Цифровая экономика России», подготовленной Минкомсвязи, планируется создать 50 «умных» городов. А специализированные платформы для работы с устройствами интернета вещей потенциально могут стать локомотивом развития ведущих отраслей экономики, например, агропромышленного комплекса.

В-четвертых, био- и нанотехнологии призваны решить ряд проблем человечества, тем самым улучшить качество и продолжительность жизни. Не за горами запуск сетей связи пятого поколения для онлайн объединения еще большего количества умных устройств. В результате будет сделан качественный шаг в развитии, например, телемедицины.

Также очевидно, что развитие технологий передачи данных и все большее число сервисов на их основе способствует росту значения средств защиты информации и персональных данных.