Распечатать

Гиперконвергентные решения для быстрого развития

CONNECT WIT 2017 №4

22 мая 2017

22 мая 2017

Сегодня информационные технологии воспринимаются как необходимый элемент для оптимизации операционной деятельности − они нужны для анализа расходов и предоставления новых, цифровых сервисов. Процесс цифровизации бизнеса иногда называют цифровой трансформацией. Она же, как правило, требует быстрого развития ИТ-инфраструктуры, что можно реализовать с помощью внедрения гиперконвергентных продуктов. Многие производители вычислительной техники уже занялись выпуском таких типовых устройств. Какую стратегию в этой ситуации выбрать интегратору? Какие компетенции наращивать, чтобы сохранить привлекательность своих услуг?

Ответы на эти и ряд других вопросов в интервью с Антоном Захарченко, экспертом «Энвижн Груп».

− Насколько широк сегодня выбор гиперконвергентных решений на российском рынке? Отличается ли в этом плане наш рынок от рынков США или Европы?

− Большинство аппаратных решений разрабатывается в США − это основной источник технологий. Там их значительно больше, и в Россию они приходят с некоторым запозданием из-за адаптации к требованиям российского рынка. Сейчас отставание составляет около двух лет. Для компаний из США и Китая рынок России не очень привлекателен: он составляет около 1,5% общемирового и не является первоочередной целью для экспансии. Сегодня Китай становится действительно самостоятельным игроком − некоторое время назад он в основном догонял США, но в последние годы ситуация изменилась, и по некоторым позициям, например по мобильной связи, Китай даже опережает Америку.

Особенностью российского рынка ИТ является то, что у нас действует ряд довольно старых регуляторных требований, которые, естественно, были разработаны без учета специфики облачных решений, виртуализации и, конечно, гиперконвергентных систем. Например, Закон 152-ФЗ был разработан в середине нулевых, когда о готовых решениях с большой частью программного обеспечения еще не говорили, но под его требования приходится аттестовать решения и по сей день. К требованиям подобных законов приходится адаптировать иностранные решения. Впрочем, наша страна не уникальна: локальные законодательные требования есть и в Германии, и в Швейцарии, и в некоторых других странах.

− Насколько готовы заказчики рассматривать возможность использования новых гиперконвергентных решений? Как их сегодня воспринимают на рынке?

− Гиперконвергентные решения имеют целый ряд преимуществ, например, по управляемости, централизации обслуживания и выделяемых на нее ресурсов. Однако у некоторых клиентов уже накоплен опыт по использованию серверного оборудования и сетей. Кто более адаптивен, тот изучает гиперконвергентные решения и начинает их использовать. Некоторые сервис-провайдеры применяют эти решения для построения облачных платформ. Есть и такие, кто очень консервативен с точки зрения инфраструктуры и пока только изучает возможности продуктовых предложений. В своей практике я еще не видел ни одного проекта, в котором бы существующая инфраструктура переводилась на гиперконвергентные решения, − в основном их используют для построения новых проектов, т. е. внедряет их та часть российского рынка, которая активно развивает свою ИТ-инфраструктуру.

− На различного рода конференциях нередко можно услышать от вендоров рассуждения о том, что гиперконвергентные решения экономически более выгодны. В чем именно заключается экономическая выгода от их внедрения?

− Гиперконвергентные решения являются достаточно выгодными. Для производителей этих решений есть хорошая возможность взять на себя часть работ по сопровождению подобных продуктов и получать за это дополнительные доходы. Если раньше клиенты самостоятельно закупали отдельные компоненты инфраструктуры − серверы, системы хранения, сеть − и нанимали сотрудников для их интеграции и обслуживания, то сейчас, когда клиенту достаточно установить гиперконвергентные решения, на сторону поставщика передаются работы, в частности, по сопровождению подобных решений. Причем по сопровождению не только отдельных компонентов, но и услуг по настройке и поддержанию работоспособности всего оборудования и программного обеспечения, которое является частью гиперконвергентной системы. Это приближает бизнес к концепции частного облака: клиент получает от поставщика решения конечный сервис в модели предоставления услуги как сервис.

При этом производители принимают часть работ интегратора на себя − проектирование, преднастройка, обслуживание подобных систем теперь находятся в ведении производителя, что позволяет интегратору быстро реализовать даже сложные и ресурсоемкие проекты. Производители могут быстро адаптировать свои решения для более сложных и масштабных проектов, предлагая партнерам решать высокоуровневые задачи поддержки и сопровождения уже прикладных решений, что позволяет, например, участвовать в более крупных тендерах.

− Какова целевая аудитория гиперконвергентных решений? Возможно ли применение гиперконвергентных технологий, скажем, в телекоме? Как к ним относится банковский сектор? Что думает об этих решениях российский ритейл?

− Наиболее активные с точки зрения внедрения новых проектов в ИТ сейчас, безусловно, телеком и банковский сектор. Для этих компаний ИТ является основой их бизнеса. Для телекома важно, какие ресурсы у них есть здесь и сейчас и как быстро они могут нарастить эти мощности. В ритейле многие компании запускают сейчас проекты, связанные с обработкой накопленных данных для более глубокого анализа информации о своих потребителях, чтобы максимально фокусно позиционировать свои маркетинговые программы. Крупные ритейлеры запускают мобильные платформы и приложения, что также требует дополнительных ИТ-ресурсов. Все это относится в основном к крупным ритейлерам − торговым сетям, имеющим разветвленную торговую инфраструктуру.

На рынке тренд – ориентация традиционного бизнеса на цифровизацию и предоставление услуг на основе своей ИТ-инфраструктуры, на уберизацию услуг. Для большого количества новых сервисов требуется, в частности, развитие ИТ. Здесь гиперконвергентные решения оказываются очень эффективными, поскольку позволяют быстро, гибко и оптимально расширять ИТ-инфраструктуру.

− Если попытаться дать прогноз на ближайшие пять лет, то какое место на рынке будут к тому времени занимать гиперконвергентные решения? Возможно, они кого-то вытеснят или просто займут свою узкую нишу?

− Гиперконвергентные решения, конечно же, займут какую-то долю рынка − ими будут заниматься практически все производители аппаратных решений. Вопрос лишь в том, будут это коммерческие решения от одного производителя или более популярными окажутся проекты на базе открытых стандартов, программного обеспечения OpenSource и массовых серверов вне зависимости от их производителяТакие решения будут экономически более эффективными: для клиента проще купить уже преднастроенное решение, чем каждый раз тратить ресурсы и время на тестирование новых комбинаций оборудования. Поэтому для интеграторов, позиционирующих себя как поставщики ограниченного набора услуг, появляется возможность расширить набор типовых услуг и наращивать компетенции: разрабатывать готовые отраслевые решения, предлагать проекты больших масштабов с жесткими сроками реализации, заниматься интеграцией с другими решениями заказчика посредством готовых приложений производителя и многое другое.

Гиперконвергентные решения можно использовать практически везде – это вопрос масштаба и денег, поскольку, приобретая типовые программно-аппаратные комплексы, вы оплачиваете работу производителя по доведению решения до требуемого уровня. Если проект небольшой, то проще и дешевле собственному ИТ-подразделению выбрать классические серверы, настроить их и самостоятельно обслуживать. Для проектов, которые предполагают установку десятка серверов в одной стойке, типовые программно-аппаратные продукты, конечно, удобны, но пока слишком дороги. Если же инфраструктура уже достаточно развита и необходимо ее быстро и оптимально нарастить, вот тут и пригодится такое свойство гиперконвергентных решений, как управление. Оно может оказаться интересным для крупного бизнеса с развитой и географически распределенной инфраструктурой.

− Как «Энвижн Груп» видит рынок гиперконвергентных решений и себя на этом рынке сегодня и завтра? Какие шаги к этому «завтра» предпринимаются сегодня?

−В «Энвижн Груп» уверены, что актуально предлагать высокоуровневые услуги, а не стандартную инфраструктурную интеграцию, уделять больше внимания направлениям, связанным с дополнительной ценностью. Да, безусловно, у нас есть компетенции в классической системной интеграции, и мы постоянно наращиваем экспертизу в области эффективного использования программно-аппаратных решений разных производителей в своих проектах. Также мы нацелены на развитие собственных отраслевых решений.

Так, в компании было создано специальное подразделение для разработки инновационных решений, базирующихся на тех преимуществах, которые возможны в результате работы телекома и ИТ в тандеме. Например, на облачной платформе, которую поддерживает объединенная команда специалистов из «Энвижн Груп» и МТС. Для развития нашего облачного провайдера, возможно, будем использовать гиперконвергентные решения. Я бы даже сказал, что нет таких элементов, которые мы точно не будем использовать в своих проектах. Если клиент хочет получить услугу или установить какое-то оборудование и понимает, что это решение наиболее приемлемо, то мы, конечно, построим систему в том числе и на основе типовых программно-аппаратных комплексов. Но мы будем идти и на уровень выше, предлагая решения, которые позволят получить дополнительную ценность для бизнеса за счет повышения производительности, ускорения внедрения и пр. И гиперконвергентные решения станут одним из компонентов этого предложения.